14:13
Воспитательные мероприятия:"Время и вещи"

Цель. Познакомить ребят с историей возникнове­ния интересных предметов быта — столовых прибо­ров, зеркал, часов; расширить кругозор учащихся о материальной культуре. Продолжить групповую форму работы.

Форма проведения. Кафе «Минутка»

1-й ведущий. Дорогие гости, сегодня тема нашей встречи: «Время и вещи». Как вы думаете, что такое время? На мой взгляд, время неразрывно связано с вещами. Вещи бывают самые разные, и порой мы да­же не задумываемся о их происхождении.

Хотите, я загадаю загадки о самых простых вещах:

1. Что теплее — три рубашки, или рубашка трой­ной толщины?

(Дело не столько в самих рубашках, сколько в воз­духе, который находится между рубашками. Воздух плохо пропускает тепло. Чем больше воздуха, тем толще воздушное платье, защищающее наше тело от холода. Три рубашки — это три воздушных пла­тья: одна, хоть и толстая, — это только одна)

2.   Бывают ли стены из воздуха?

(Двойная рама, а между ними воздух — и есть стена).

3.   Почему летом вредно носить платье из шерсти?

(Слишком теплое, если смочить — долго сохнет)

2-й ведущий. Все вы знаете, дорогие гости, что такое печь. Я думаю, многие даже умеют ее растапли­вать. А вот попробуйте объяснить, почему дрова трещат в печке? Почему дым идет в трубу, а не в комнату? О вещах, которые нас окружают, мы знаем очень мало.

Каждая вещь у нас в комнате — это загадка.

3-й ведущий. Из чего, как, почему она сделана? Давно ли ее придумали? Вот и об этом поговорим на нашей встрече. У нас на столе вилка и нож. Они все­гда вместе, как брат и сестра. А знаете ли вы, что нож, по крайней мере, на пять тысяч лет старше вил­ки?

1-й ведущий. Нож был еще у первобытных людей, правда, не железный, а каменный, а вилкой стали пользоваться всего 300 лет назад.

2-й ведущий. Дорогие гости, как вы думаете, чем и как ели в старину? (Гости отвечают).

На столе у королей и герцогов не было недостат­ка в драгоценной утвари из золота и серебра. Чего только там не было! А одной вещи все-таки не было! Это самой обыкновенной вилки.

3-й ведущий. Есть тогда руками не стеснялись, за­пускали все пять пальцев в общее блюдо. Да и ножей было немного — два-три на стол. Тарелок не было вовсе. Их заменяли большие ломти хлеба. После обе­да эти своеобразные тарелки, пропитанные мясной подливой, бросали собакам.

1-й ведущий. В 1608 году побывал в Италии один англичанин — Томас Кориант. Во время путешествия он вел дневник. В дневнике есть такая запись: «Ког­да итальянцы едят мясо, они пользуются небольшими вилками из железа или стали, а иногда из серебра».

Сценка.

Учащиеся любят принимать участие в инсцени­ровке. В ходе работы развивается творческое мыш­ление и актерские способности.

(Две дамы и двое мужчин).

Кориант. Господа, посмотрите, что за штука у ме­ня в руках!

1-я дама. Любопытно, что же это?

2-я дама. Какая изящная отделка?   

Кориант. Это итальянский инструмент для еды. 

1-й мужчина. Итальянцы — большие чудаки.

2-й мужчина. Ну что вы, они очень изобретатель­ны. А как же им пользоваться?

(Кориант берет вилкой кусочек еды, она падает, все смеются).

2-я ведущая. А какова же история зеркала?

В старину, когда стеклянных зеркал еще не было, их заменяли выпуклые металлические пластинки из серебра или сплава меди с оловом.

3-й ведущий. Одну минуту, я хочу проверить на­ших эрудитов. Назовите мне сказки, где герои сталкиваются с зеркалом?

Идет викторина

Ответы.                     

Сказки

1.«Аленький цветочек».

2.«Королевство кривых зеркал».

3.«Снежная королева».

1-й ведущий. В истории вещей существовало два зеркала: серебристое и ртутное. Лет 300 назад их умели делать только в Венеции.

2-й ведущий. Способ изготовления венецианцы держали в тайне. Все стекольные заводы были пере­ведены на уединенный остров Мурано. Только сво­бода мастеров была ограничена. Под страхом смерти запрещался въезд в чужие страны. Но французы все же раскрыли секрет венецианских мастеров. Их придворные дамы пудрились теперь перед новыми французскими зеркалами.

3-й ведущий. Который час?

1-й ведущий. А у меня часов нет. Счастливые часов не наблюдают.

2-й ведущий. Все это правильно, так сказал клас­сик. Но как много значит в нашей жизни эти две ма­ленькие стрелки. Представим себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы. Какой страш­ный беспорядок это вызовет.

2-й ведущий. На железных дорогах произойдет множество крушений, потому что без расписания нельзя управлять движением поездов, а расписание без часов невозможно.

3-й ведущий. В море корабли потеряют дорогу, по­тому что ни один капитан не сможет определить, где находится его корабль.

1-й ведущий. В нашей жизни будет масса не­удобств.

Например, в школе учитель математики, увлек­шись своим предметом, продержит класс на уроке не 45, а 145 минут, пока не зайдет у вас ум за разум.

2-й ведущий. Если вам вздумается пойти в театр, то, не имея часов, вы можете прийти слишком рано. Или наоборот: вы явитесь только для того, чтобы увидеть публику, берущую одежду с вешалки. Мож­но еще много рассказывать веселого или печального.

3-й ведущий. Сейчас нам бы хотелось объявить конкурс смешных историй о часах.

(Группы по интересам рассказывают истории).

1-й ведущий. Как ни странно, но книга заменяла людям часы. Чтобы прочесть страницу, нам нужно некоторое время. Вы, например, можете сказать, что будете спать через 20 страниц.

2-й ведущий. Существует история про брата Авгу­стина — монаха Бенедиктинского ордена. Этот монах был у себя звонарем. Каждую ночь через 3 часа по­сле полуночи он должен был ударами колокола бу­дить братьев к заутреней. С вечера он начинал читать псалмы, и когда доходил до слов: «Псалом Асафов», то бежал на колокольню. Однажды он заснул над книгой, а когда проснулся — солнца уже не было.

3-й ведущий. Все ясно: книга — часы неточные. Задолго до того, как день был разделен на 12 часов, июли узнавали время по солнцу. Мы и сейчас говорим: «в полдень», «на закате», «в сумерки». В старину люди решили другую неразрешимую задачу — научились мерить время шагами.

1-й ведущий. Дорогие участники, а кто может сказать, что значит выражение «тень в 10 шагов»?

(Недалеко от их дома стоял памятник, который в млечную погоду отбрасывал тень. Утром тень шннее, а днем короче, вечером удлинялась).

Столб, которым пользовались, как часами, назывался гномоном.

3-й ведущий. Индийские нищенствующие мона­хи-факиры решили задачу просто и хитроумно. Они превратили в часы обыкновенную дорожную палку. Это была не просто палка, а восьмигранный посох. Наверху в каждой грани высверлено отвер­стие, в которое вставлялась маленькая палочка. Тень, падающая от палочки на грань, показывала время.

1-й ведущий. В Греции можно встретить гораздо более удобные часы. По преданию, новое изобрете­ние пришло в Грецию из Азии, из города Вавилона. Жители этого города научили греков делить время на равные промежутки — часы. Они научили их строить первые часы с циферблатом, но у этих часов не было одной безделицы — стрелок. Циферблат-плита с железной треугольной пластиной посереди­не и римские цифры вокруг. Стрелки заменяла тень от пластины.

2-й ведущий. В ходу были также водные часы и песочные. Песочные часы известны и в наше вре­мя. Кто может рассказать о песочных часах? В ста­рину и в наши дни существовал живой будильник. Кто из наших гостей может рассказать о живом бу­дильнике?

(Петух — живой будильник, первый крик — но­чью, второй крик — чаще и быстрее — скоро рас­свет)

3-й ведущий. Были так называемые огненные ча­сы. Время определялось по количеству сгоревшего масла в лампе или воска в свече,

1-й ведущий. Кто изобрел часы с гирями — неиз­вестно. По всей вероятности, такие часы были при­везены с Востока. Двигателем в них была гиря. А вот карманные часы изобрел немецкий часовой мастер Петр Гемлети. Самая старая стрелка в часах — часо­вая. Минутная появилась в 1700 году. Первые кар­манные часы были в форме яйца. Их часто украша­ли эмалью, драгоценными камнями.

2-й ведущий. Сейчас мне хочется провести музы­кальный конкурс. Назовите и спойте несколько строк из песен о часах.

Начинает каждая группа, другая продолжает, но выигрывает тот, кто больше знает песен.

3-й ведущий. И все-таки я думаю, что все увере­ны, что часы — самая необходимая вещь. Я предла­гаю провести конкурс «Часы XXI века».

(Каждая группа по интересам представляет свои часы)

1-й ведущий. Вот и все, что мы хотели вам рас­сказать.

До новой встречи. Мы вас ждем в нашем кафе.

Категорія: Позакласна робота | Переглядів: 5663 | Додав: ROM@N | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: